На главную
Цифровая Россия
Искусственный интеллект
«Через 3–5 лет людей на типовых задачах вытеснит ИИ». Почему искусственный интеллект превратился в тренд, меняющий мир
Технологии искусственного интеллекта и машинного обучения перестали быть фантастикой и уже стали частью нашей жизни. Главным драйвером их развития является крупный бизнес: промышленность, ритейл, банковская сфера. Проблемы и специфику внедрения ИИ в России обсудили с компанией «Инфосистемы Джет».
Владимир МолодыхРуководитель дирекции по разработке и внедрению программного обеспечения компании «Инфосистемы Джет»
Какое значение имеют технологии искусственного интеллекта сегодня? Какие возможности и в каких областях открывает развитие ИИ для людей?

Об искусственном интеллекте можно говорить как о философском и футурологическом понятии из фильмов о будущем. Но если говорить о реальной жизни, то он подразумевает ту или иную комбинацию методов машинного обучения: когда мы берем большой набор накопленных данных, на его основе с помощью специальной продвинутой математики создаем модель и учим ее решать ту или иную конкретную задачу.

То есть в реальной жизни ИИ применим в тех областях, где есть большой объем накопленных данных. Они бывают разных типов. Когда у вас есть условно три типа данных, то с ними может справиться один аналитик. Но если параметров более тысячи, причем часть из них неструктурированные, то это не поместится в голову ни одного аналитика. В таких случаях человеческий разум при поддержке аналитических инструментов предыдущего технологического уклада не в состоянии нормально всё проанализировать. Он будет упрощать, брать три-четыре ключевых параметра. И вот тогда машинное обучение — то, что является практической реализацией ИИ, — оказывается эффективным.

Почему именно сегодня говорят об ИИ, хотя на первый взгляд и соответствующая математика, и компьютеры были и двадцать лет назад?

Если говорить об узкоспециализированных задачах, то там машинное обучение использовалось и раньше. Есть четыре ключевых фактора, благодаря которым мы можем говорить, что ИИ — это новый глобальный тренд, меняющий мир. Первый — данных стало больше, например, если раньше на производстве были лишь бумажные записи, то теперь на станках стоят собирающие информацию датчики. Второй и третий факторы — это рост вычислительных мощностей плюс развитие соответствующих областей математики. Себестоимость решений снижается: из-за удешевления «железа» теперь не приходится ждать окупаемости проекта на производстве по десять лет. И последнее — постепенно развивается бизнес-практика, появляются специалисты с проектным опытом в этой области.

Почему процесс внедрения ИИ в России идет медленно?

Всё так. Сейчас в России действительно больше говорят об ИИ, чем реально делают. Тема модная, и чтобы отчитаться по ней «наверх», многие объявляют какой-нибудь хакатон и показывают фото в инстаграме. А результата, который меняет бизнес, не появляется. Исходя из нашего опыта, мы видим, что в большинстве крупнейших организаций России ИИ успешно внедряется лишь в 5–7% случаев от того, о чём говорят.

Дело в том, что это новый тип проектов, с которым пока не умеют грамотно работать. Это комплексная история: с помощью машинного обучения одну задачу можно решить достаточно быстро, но это требует значительной перестройки бизнес-процессов. Пример: можно сделать модель индивидуальных рекомендаций для клиентов торговой сети, но если наряду с этим будет работать классический маркетинг, например, акции в стиле «10% скидка на всё», то эти рекомендации работать не будут. Или, например, мы построили модель прогноза брака и выхода из строя машин в автопарке, но, пока эту модель строили, сменился поставщик ГСМ. А это тоже данные, влияющие на модель, — и она рассыпается. То есть организации нужно измениться, чтобы ее процессы соответствовали задачам, которые можно решать с помощью машинного обучения: эффективно выстроить обмен данными между подразделениями и так далее. Это комплекс изменений, которые нужно уметь делать, и нужно быть готовым бороться за него.

Мы пока находимся на стадии генерации рынка, и из-за его новизны возникают сложности. В частности, мы сталкивались с ситуацией на производстве, когда люди думали: «Значит, с браком будем бороться не мы, а какая-то модель ИИ, а мы, получается, не нужны». Мотивация страдала, и вместо помощи люди занимались критикой. Перед руководством, с одной стороны, стоит какой-то специалист по работе с данными из Москвы, а с другой — 45-летний мужик, знающий производство вдоль и поперек, который говорит: «Это работать не будет, а вы ничего не понимаете». И понятно, что в такой ситуации директор чувствует себя не очень уверенно.

В каких отраслях в России чаще всего используют ИИ и почему?

Во-первых, это инновационные интернет-компании. Тот же самый «Яндекс» — там это вообще везде применяется. Если брать крупные отрасли, то на первом месте будет ритейл, а также банки и страховые компании. Но я абсолютно уверен, что самый большой потенциал применения ИИ — в промышленности: это реальные производственные процессы с реальными деньгами и возможностью сокращения себестоимости. Но эта отрасль пока несколько отстает, потому что она консервативнее ритейла, который из-за конкурентной среды должен очень быстро развиваться.

Где ИИ нужен здесь и сейчас?

Везде, где есть много данных. Особенно большой эффект будет в промышленности. Критерии — наличие данных и того, что можно оптимизировать. Это могут быть задачи технического обслуживания, ремонта, борьбы с браком, прогнозирования, «цифровых двойников», позволяющих заниматься анализом. Правильнее смотреть не на отрасли, а на тип задач. Если это штучное производство вроде производства истребителей, то здесь для большинства задач просто не будет необходимого объема данных. А если масштабное вроде стального проката или массовой сборки машин, то тут ИИ будет эффективным.

Зачем внедрять ИИ на предприятии?

Предприятие обычно занимается тем, что зарабатывает деньги — а так оно заработает больше. Сегодня производственные процессы шаг за шагом усложняются, появляется всё больше факторов и нюансов. Если раньше весь производственный процесс умещался в голову одного технолога, то теперь он находится за гранью того, что один человек или группа людей может учесть. Соответственно, усложняющийся процесс производства требует новых решений, в частности ИИ и машинного обучения.

Кроме того, на производстве особенно ценны люди, обладающие какими-то уникальными компетенциями. Они могут заболеть, выйти на пенсию, а использование ИИ повышает устойчивость бизнеса относительно человеческого фактора.

С какими самыми распространенными заблуждениями об ИИ вы чаще всего сталкиваетесь?

Заблуждения бывают двух типов. Первый: «Сейчас я возьму специалиста по работе с данными, он мне построит модель, и через пару недель у меня всё полетит». Так не бывает никогда. Другой тип: «Это всё фантастика и байки, а у нас другая жизнь, в которой это всё неприменимо». А истина тут на самом деле где-то посередине.

Есть распространенное мнение, что со временем ИИ сможет полностью заменить людей на производстве и в других отраслях. Вы разделяете его?

В масштабах трех-пяти-десяти лет будут возникать конкретные области, в которых человека будут замещать. Сейчас тестируется беспилотный транспорт, наверняка он будет постепенно заменять водителей, ведь он позволяет снизить аварийность и не платить деньги водителям. Если говорить о бизнесе, то это происходит прямо на глазах. Если раньше человек принимал решения в одиночку, то теперь он это делает при помощи средств машинного обучения или роботизации. Там, где раньше работали сто человек, сейчас может сидеть один технолог, один специалист по data science, а остальное делают машины.

Заменяться в первую очередь будут типовые задачи. Люди, занимающиеся индивидуальными, творческими задачами, пока в безопасности. А в областях, где тысячи сотрудников на одних и тех же позициях работают по регламенту, через три-пять лет их заменит ИИ.

С чего начать процесс внедрения ИИ на предприятии?

Первый шаг — это найти опытную команду, которая понимает, как это делать. Потому что подводных камней здесь уйма, и с ними нужно разбираться. Второй — найти задачи, которые можно решить с пользой для бизнеса, выстроить грамотные, разумные метрики, понять, как это конвертировать в деньги. Ведь быстрый успех — это тоже важно.

Как решить, делать это своими силами или привлекать подрядчика?

Любая компания должна постепенно двигаться к тому, чтобы IT стало для нее не просто поддерживающей функцией, а тем, что помогает зарабатывать деньги. Это значит, что ей нужно растить IT-компетенции, а это процесс небыстрый. Поэтому на стартовом этапе рационально привлечь экспертов и потом вместе с ними определиться, какие области компания должна развивать сама, а в каких полагаться на партнеров.

А как выбрать партнера?

Важно понимать, что тема ИИ комплексная. Нужна команда, которая не только разбирается в аналитической статистике, data science, машинном обучении, но и обладает комплексными компетенциями: начиная проектным управлением и заканчивая умением работать с данными, высоконагруженными системами, очисткой данных. Также важна информационная безопасность, ведь новые типы IT-решений влекут за собой новые IT-угрозы, при этом старые угрозы никуда не деваются. Поэтому нужна команда, которая умеет всё это.

На ваш взгляд, как технологии ИИ изменятся в будущем?

В практическом плане пока важно освоить то, что есть. Если говорить о будущем, мне кажется, технологии будут в первую очередь двигаться в сторону обучения с подкреплением, самообучения, когда система обучает сама себя на основании свежих данных. Но пока это больше теория, чем практика. Когда речь идет об обучении компьютера игре в го, то обучение с подкреплением работает. А в более комплексных практических задачах пока не особо.

Много ли существует площадок по практическому обсуждению проблем ИИ в России?

Форумов разных очень много, и на всех говорят об ИИ. Тема хайповая, тут может получиться как с нанотехнологиями. Видя всё это, мы проводим свой собственный форум Russian Artificial Intelligence Forum (RAIF). В этом году он пройдет уже в третий раз и состоится 22–23 октября в Сколково в рамках международного форума «Открытые инновации». Там мы говорим как раз о практике: какие в этой области есть проблемы, сложности и так далее.

А какова главная тема форума этого года?

В этом году главная тема форума — как «дотолкать» проект ИИ до промышленной эксплуатации, для того чтобы он приносил результат. Также ключевой акцент мы делаем на всех смежных темах. У нас есть секции о big data, информационной безопасности, «железе». У нас собираются математики, программисты, «железячники», специалисты по инфраструктуре и эксплуатации.

Мы говорим о реальной практике, а не о научных проблемах — хотя об этом у нас есть отдельная секция. Но в первую очередь мы собираем людей, которые реализуют проекты ИИ, рассказываем о собственном опыте, указываем на подводные камни. И главное — всегда рассматриваем задачи в комплексе, в разрезе проекта, а не какой-то философии или науки.