Партнерский проект

Индустрия 4.0

Объединяя бизнес в единое целое

Большие данные, дроны, интернет вещей — все эти технологические новинки легко представить в периметре IT-компании и гораздо труднее вообразить на заводе или месторождении. Тем не менее там они используются не реже, и именно в производстве современные технологии могут обеспечить прорыв. Это общемировой тренд, и Россия не исключение. Например, компания «Газпром нефть» внедряет цифровые инструменты, чтобы избавиться от потерь на длинном пути нефти от скважины до бака автомобиля.

Цепочка добавленной стоимости

Все элементы цепочки, обеспечивающей добавленную стоимость, — разведка, добыча, логистика, переработка, сбыт — жестко связаны между собой. Однако разрывы в системе управления процессом, поделенным между разными подразделениями, использующими разные модели менеджмента, разное программное обеспечение, порождают массу невынужденных потерь, задержек, нестыковок. А значит, приводят к общему снижению эффективности. Комплексное внедрение прогрессивных цифровых технологий позволяет решить эту проблему.

«Цифровая трансформация — это не замена одной технологии на другую. Цифровая трансформация — это в первую очередь изменение модели управления бизнесом, изменение бизнес-процессов, перестройка модели организации и ведения дел в компании, причем в случае с нефтегазовыми компаниями речь идет о трансформации всех направлений ее деятельности: разведки, добычи, переработки, сбыта и корпоративного управления. При этом цифровизация дает возможность обеспечить такой уровень эффективности деятельности компании, который традиционными способами уже не достичь».

Константин Кравченко начальник департамента информационных технологий, автоматизации и телекоммуникаций «Газпром нефти»

Сотни тысяч датчиков передают информацию о работе всех ключевых элементов производства и системы транспортировки в «озера данных», где она систематизируется с помощью искусственного интеллекта. Машинный разум оценивает возможности для оптимизации, рассматривая весь путь нефти от скважины до конечного потребителя как единый связный процесс.

Именно так работает Центр управления эффективностью (ЦУЭ) переработки и сбыта «Газпром нефти». Здесь анализируются данные, поступающие в том числе с точных цифровых копий сложнейших установок, которые создаются на НПЗ компании, с разных участков транспортировки и сбыта: всего в процессе задействовано больше 250 тысяч датчиков.

Цифровые двойники реальных производственных комплексов используются не только в переработке, но и в добыче. Моделируя с их помощью, к примеру, установку нового насоса, специалисты Центра управления добычей компании могут оценить, как замена повлияет на производство в целом, и решить, стоит ли тратить деньги на новое оборудование.

Цифровые технологии все глубже проникают в нашу повседневную жизнь
Фото: GettyImages.com/ Maskot

Логистика 4.0

Разрабатываются и новые способы перевозки. У всех на слуху эксперименты компании Amazon по доставке грузов дронами и по автоматизации складов. Но беспилотная техника может применяться не только в интернет-торговле. Например, англо-австралийская Rio Tinto в октябре успешно завершила испытания первого в мире беспилотного грузового поезда. А в сентябре 2017 года «Газпром нефть» впервые осуществила доставку груза на удаленное месторождение с помощью беспилотного летательного аппарата.

«Компания рассмотрит вопрос применения беспилотных судов массой 500 кг и грузоподъемностью 200 кг в логистических целях. Это будет один из первых подобных проектов в мире, потому что пока среди промышленных компаний с беспилотной доставкой экспериментируют немногие».

Сергей Смецкой генеральный директор «Газпромнефть-Снабжение»

Цифровая розница

На самом последнем рубеже — в розничной сети — тоже происходит революция. Благодаря удешевлению технологий с инновационными предложениями в ритейле могут выходить не только международные гиганты вроде Amazon или AliExpress, но и сравнительно маленькие компании вроде российской сети «Додо Пицца», чьи франчайзи подключены к единой системе заказа ингредиентов, учета продаж, отслеживания заказов и базе данных клиентов, которая действует по всей России.

Сеть автозаправочных станций «Газпромнефть» насчитывает около 2 тысяч станций, которые часто являются не только бензоколонками, но и единственными на много километров цивилизованными торговыми точками, к тому же работающими круглосуточно.

Инфографика: Татьяна Удалова

Сейчас по программе «Цифровая АЗС» они подключаются к широкополосным каналам связи, что позволит автоматизировать обслуживание станций и сократить затраты за счет этого более чем на 20%. Благодаря технологии работы с большими данными более гибким станет управление ассортиментом и более эффективной оценка того, почему в каком-то сегменте продажи «провисают». «Цифровая АЗС» изменит подход ко всему, от продажи горячих напитков до размещения рекламы на мониторах внутри станции.

Центр управления эффективностью переработки и сбыта
Фото предоставлено ПАО «Газпром нефть»

От добычи до розничного магазина в современных корпорациях полного цикла выстраивается единая цепочка добавленной стоимости. За счет этого и стоимость для потребителя может быть ниже, и эффективность самой корпорации выше.

Автор: Григорий Петров

Также читайте