Партнерский проект

Роботы

Снабжение: роботы и дроны на страже логистических цепочек

Мы стоим на пороге новой логистической революции: уже в не самом отдаленном будущем до 80% рабочих мест в логистике займут роботы, уверены исследователи из Оксфорда. И вполне возможно, что уже через 10–20 лет беспилотные дроны-грузовики будут забирать грузы с полностью автоматизированных «умных» складов и доставлять в разгрузочные хабы, откуда они продолжат путь к адресатам с помощью летающих беспилотников-курьеров.

Грузоперевозки – вероятнее всего, станет одной из первых отраслей, которую захлестнет волна роботизации.
Фото: Shutterstock.com/ KitiphongPho

У этой теории много подтверждений. По мнению экспертов из Всемирного банка, развитие беспилотных технологий и продвинутых систем управления — один из главных драйверов развития логистики. Автономные грузовики и летающие дроны-доставщики могут появиться на дорогах и в небе уже в 2020-х годах, считают они. А «уберизация» судоходства и грузоперевозок может кардинально изменить ситуацию на рынке транспортных компаний. И пока Илон Маск презентует новый беспилотный грузовик Tesla Semi, способный без подзарядки проехать 800 км, компании вроде Amazon, Walmart, Alibaba или российской «Газпром нефти» начинают создавать собственные роботизированные логистические цепочки и строят «умные» склады. Эксперты уверены: бизнес, который не успеет адаптироваться, рискует в этой технологической гонке проиграть.

Дроны на последней миле

Одна из основных проблем, решать которую логистам помогают роботы, — это проблема «последней мили», обходящейся компаниям дороже всех других этапов доставки. Как максимально удешевить транспортировку от последнего склада, куда груз отправлялся оптом, конечным потребителям? Курьеры не всегда способны эффективно решить эту задачу, к тому же их труд дорого обходится компаниям. По оценкам портала Supply Chain Dive, 60% от стоимости доставки составляют затраты на зарплаты. Кроме того, в некоторых регионах проблема «последней мили» понимается вполне буквально: как доставить груз туда, куда не доходят дороги, где нет поездов и курьеров? Ответ напрашивается сам собой: с помощью дронов.

Уже к концу 2017 года около 20% компаний, занимающихся логистикой, начнут использовать беспилотники для мониторинга, приводит оценку экспертов Gartner исполнительный директор и соучредитель Центра глобального управления цепочками поставок USC Marshall Ник Вьяс. Параллельно с этим готовятся изменения в законодательства разных страх, пока что не регулирующем коммерческое использование дронов. Меняется и отношение самих людей к этой технологии: если раньше большинство было против использования беспилотников, то сегодня уже около 60% потребителей изменили свое мнение, говорят аналитики McKinsey.

А самые прогрессивные компании уже сейчас начинают обкатывать новую технологию в реальных условиях. Например, одной из первых доставку дронами запустила американская компания Amazon. Она начала доставлять небольшие посылки с помощью беспилотников в сельской местности в Великобритании, где нет опасности поранить кого-то вышедшим из строя дроном. Использует беспилотники для доставки и китайский интернет-гигант Alibaba: в конце октября три дрона компании доставили груз весом примерно 12 кг с материка на близлежащий остров.

В Новой Зеландии компании Flirtey и Domino's Pizza Enterprises с помощью беспилотников доставляют пиццу. Подобные эксперименты проводились и в России: компания «Додо Пицца» наняла производителя дронов «Коптер Экспресс» для доставки пиццы в Сыктывкаре, но затея окончилась для компаний штрафом в 50 тыс. рублей за незаконные грузоперевозки.

Инфографика: Татьяна Удалова

Другой, более успешный кейс из России — компания «Газпром нефть», которая использует дроны для доставки грузов на месторождения. Первый беспилотник, запущенный компанией в 2017 году, пролетел 40 км и доставил на удаленное месторождение груз весом в 4,5 кг. В «Газпром нефти» планируют использовать дроны для доставки грузов на автономные промыслы, с которыми весной и осенью просто нет никакого наземного сообщения. Это тоже часть процесса повышения эффективности: себестоимость полета дрона в десятки раз ниже, чем пилотируемого вертолета, да и летать он способен в более сложных погодных условиях, не подвергая риску жизни людей. Похожую проблему с помощью летающих роботов решает американская Zipline: дронами она доставляет кровь и лекарства в удаленные районы Руанды.

Проект использования беспилотных летательных аппаратов для доставки грузов был разработан и реализован в рамках программы технологического развития «Газпром нефти». Подразделение компании «Ноябрьскнефтегаз» было первым, использовавшим беспилотники.
Фото предоставлено ПАО «Газпром нефть»

У «Газпром нефти» дроны в скором времени будут отвечать не только за доставку малогабаритных грузов, но и за часть всей логистики компании. В сентябре появилась новость о том, что нефтедобытчик проводит испытания беспилотного грузовика, который делает «Камаз». Испытания проводились в Оренбурге, где специалисты «Газпром нефти» пытались оценить, насколько эффективно беспилотный автомобиль справляется с зимними дорогами и труднопроходимыми участками, ведь именно в таких условиях чаще всего и придется работать «робогрузовикам». Испытания, по сообщениям, прошли успешно, и беспилотные машины в автопарке компании могут появиться уже в 2018 году.

Беспилотный летательный аппарат для доставки груза на месторождение «Газпром нефти»
Видео: ПАО «Газпром нефть»

Но если роботизированные грузовики и дроны-курьеры только входят в обиход нефтедобывающей компании, то другой вид роботов «Газпром нефтью» используется уже вовсю. Речь о беспилотниках, следящих за целостностью трубопроводов. С 2014 года летающие дроны, оснащенные фото- и видеокамерами, мониторят состояние труб в самых труднодоступных местах. Если на каком-то из участков робот зафиксирует риск поломки или обрыва, специалисты компании успеют устранить опасность до разлива нефти и предотвратить аварию. С помощью беспилотников также ведется наблюдение за месторождениями, составляются карты местности, где проходят трубопроводы, и отслеживаются «нежелательные проникновения» на территорию компании.

Бесчеловечное хранение

Максимальная автоматизация: всю работу, которую могут выполнить роботы, не должны делать люди — такая идея лежит в основе так называемых «умных» складов. Когда мы слышим это словосочетание, обычно представляем себе логистические центры вроде тех, которые строит Amazon, где роботы перемещают стеллажи с товарами, организуя «умную» выдачу заказов. Но на самом деле уровень проникновения технологий в такие хранилища может быть разным. Применяются здесь не только дроны-доставщики, но и датчики для «умной» инвентаризации, специальные камеры для отслеживания брака и поломок на выдаче, автоматические упаковщики и так далее. С их помощью на «умных» складах создается целая экосистема взаимосвязанных устройств, собирающих информацию о товарах и помогающих оптимизировать все логистические издержки.

При этом, по оценкам исследователей компании MarketsandMarkets, рынок «подключенной» логистики в 2021 году составит $41 млрд, а среднегодовой темп его роста — около 33%. Подогревает интерес к новым технологиям у крупных логистов и магазинов заметное снижение издержек. Например, компания Amazon с помощью роботов для отбора и упаковки товаров на складе смогла снизить операционные расходы на 20%, сэкономив на каждом из 13 складов, где они установлены, по $22 млн, утверждают эксперты Deutsche Bank, на мнение которых ссылается Business Insider. А если такие роботы появятся на всех складах компании, которых сегодня уже больше ста, то Amazon сможет сэкономить $800 млн, уверяют эксперты.

Компания Amazon в принципе один из главных инноваторов в сфере «умной» логистики и складов. Помимо оснащения своих хранилищ разнообразными роботами, которых в центрах компании установлено уже больше ста тысяч, она постоянно ищет новые концепты организации своих складов. Например, недавно Amazon запатентовал схему воздушного склада для доставки грузов с помощью дронов. Другой проект компании — склады-«ульи» с многоуровневыми парковками для беспилотников.

Американская Walmart планирует использовать дроны на территории своих складов для учета товаров. В компании считают, что дроны с камерами, летающие по хранилищу и делающие 30 снимков в секунду, могут провести инвентаризацию одного склада целиком за день, в то время как людям на это потребовалось бы не меньше месяца.

Автор: Григорий Петров

Также читайте